Ибн-Сина. Сказки


Ходжа Ибн-Сина
(Ходжа – почтительное обращение – учитель, мудрец, господин)

   Было ли это так или не было, в давние времена жил в Хорасане один человек и звали его Абдаллах из Балха. У этого человека был сын по имени Абу-Али Ибн-Сина, которого считали странным мальчиком. Дни и ночи он проводил, блуждая по улицам, по обителям дервишей и расспрашивал всех, кого видел, о других городах и селениях, о людях, о травах, о том о сем. Все это не приносило ему ни копейки дохода, и люди не ставили его ни в грош. Сколько ни уговаривали Ибн-Сину его родные и близкие, друзья и приятели заняться каким-нибудь доходным ремеслом, научиться зарабатывать себе на хлеб насущный, ничего не помогало.
   Однажды Ибн-Сина пришел к отцу и сказал ему:
   – Отец, я больше не могу оставаться в этом городе. Я хочу отправиться в путешествие, посмотреть новые города и узнать, что там есть такого, чего нет в нашем краю.
   – То, что ты знаешь, – отвечал отец, – достаточно для тебя. Только Аллаху суждено знать все, и никто не может знать столько, сколько он.
   – Да, правда твоя, – сказал Ибн-Сина, – и я не сомневаюсь, что никто не достигнет такого совершенства в знаниях, как Аллах. Но человек может превзойти всех других тварей в мудрости и учености...
   Много ли, мало ли прошло после того разговора, только как-то Ибн-Сина пришел опять к отцу и сказал ему:
   – Сегодня ночью я видел сон: будто сижу я верхом на облаке и мчусь по небу. Наконец достиг я молочного моря, прилег на его берегу, напился молока вдоволь и сразу так потолстел, что тесно мне стало в мире.
   – Ты ездил во сне верхом на облаке, – рассудил отец, – значит, тебе предстоит путешествие; молочное море – это знание, ты пил молоко из этого моря и стал толстым, – значит, ты станешь большим ученым, и слава о тебе разнесется по всей земле. Давай-ка поедем с тобой в другой город, там я поручу тебя какому-нибудь ученому, и он научит тебя всему, что сам знает.
   Взял он Абу-Али за руку, и ушли они из города. Прошли они два-три фарсанга по сухой и знойной пустыне, очень устали и тут издали увидели родник, вокруг которого росли огромные старые деревья. Подошли они к этому роднику, напились воды, умылись и легли отдохнуть под деревьями. Лежит отец Ибн-Сины на земле да кряхтит: «Ох!».
   Вдруг из дупла одного дерева вылез какой-то безбородый человек и говорит:
   – Что тебе надо от меня, зачем ты меня зовешь?
   – Я никого не зову, – отвечает Абдаллах. – Устал я, умылся, прилег сюда отдохнуть, да и сказал: «Ох!».
   – А я подумал, что ты меня зовешь! – говорит безбородый. – Скажи-ка, кто вы такие, чего вы ищете, что вас привело сюда?
   Старик из Балха ответил:
   – Этот мальчик – мой сын. Он не желает заниматься никаким ремеслом, хочет только знать все, что есть в мире, совать свой нос в каждую дыру, выискивать что-нибудь новое, запоминать виденное.
   Безбородый внимательно оглядел Ибн-Сину, видит, мальчик может ему пригодиться.
   – Если это так, как ты говоришь, пусть мальчик останется у меня, – говорит он отцу, – я его научу всему тому, что сам знаю.
   Абдаллах согласился, оставил Ибн-Сину под деревом и воротился в город.
   А безбородый взял Ибн-Сину за руку и втащил его через дупло внутрь дерева. Там он провел мальчика через какие-то двери в огромный сад, а в саду стояло много домов. Безбородый провел юношу в одну из комнат и сказал ему:
   – Вот твоя комната, ты будешь жить здесь; в другие комнаты дома ты не должен ходить. Я знаток наук «кимия» и «симия», и буду учить тебя этим наукам. Если ты окажешься усердным и хорошо запомнишь все, что я буду тебе рассказывать, и, как говорится, сумеешь из воды выйти сухим, я оставлю тебя здесь у себя, а если нет, – прогоню тебя так, что и духа твоего здесь не останется.
   Выслушал это Ибн-Сина и очень обрадовался. «Это место, – подумал он про себя, – и есть то море, что снилось мне!».
   Остался Ибн-Сина там и начал прилежно учиться.
   Прошло несколько дней. Однажды безбородый отправился в пустыню, а Ибн-Сина один-одинешенек сидел в своей комнате. Вдруг открылась дверь, и вошла девушка, до того прекрасная, что, казалось, она говорит луне: «Незачем тебе всходить – ведь я уже здесь!». Идет она, величаво да плавно, а Ибн-Сина от удивления рот раскрыл, сидит, будто к месту пригвожденный. «Что это за девушка, – думает он, – как она здесь появилась?».
   Наконец пришел он в себя и спрашивает:
   – Девушка, кто ты такая и что ты здесь делаешь?
   – Я – дочь безбородого! – отвечает девушка. – С первого же дня, как только ты пришел сюда, к моему отцу, я влюбилась в тебя! Запала мне в сердце любовь к тебе, и я очень беспокоюсь за твою судьбу. Сегодня я пришла сюда раскрыть тебе одну тайну – вот она: если ты хочешь уйти отсюда целым и невредимым, хорошенько запоминай все, чему бы ни учил тебя отец, но и виду не подавай, что все это понял и запомнил. Притворяйся простофилей и прикидывайся дурачком. Ты ему говори: «Мне трудно, я не понимаю того, чему вы меня учите; у меня ничего не выходит. Лучше покажите мне что-нибудь полегче, чтобы я мог запомнить!». А сам будь начеку и запоминай хорошенько все – это пригодится тебе в жизни. Если мой отец узнает, что ты запомнил и понял все, чему он учил тебя, и твоя голова хорошо соображает, он возьмет да и бросит тебя в одну из бочек, наполненных кислотой. Эти бочки находятся в подземных складах, а подземные склады – где-то под этими комнатами, а, может быть, под его собственной комнатой. Там внизу стоят тысячи бочек с кислотой, и в каждой бочке заключен какой-нибудь юноша, и я не знаю, что отец хочет делать с ними.
   – Однажды я спросила его, для чего он все это делает? А он ответил, что хочет укрепить, сделать сильными и более здоровыми сердца, мозг и души всех этих юношей, потом привить их души к своей душе и таким образом сделаться бессмертным. Но он говорил, что еще не успел довести этого опыта до конца. Итак, ты запоминай все, чему бы он тебя ни учил, но не говори, что ты запоминаешь.
   Ибн-Сине девушка тоже полюбилась. Он внимательно выслушал ее добрые советы и каждый день разными хитростями выпытывал что-нибудь у безбородого. Девушка тоже помогала Ибн-Сине, он и у нее учился разным премудростям.
   Однажды, когда безбородый опять отправился в пустыню, девушка пришла к Ибн-Сине и принесла ему все книги отца.
   – Все знания мой отец берет отсюда, – сказала она юноше.
   Ибн-Сина прочитал и хорошенько запомнил все, что было написано в этих книгах, и в скором времени превзошел безбородого в знаниях и мудрости.
   Стал он все чаще подумывать, как бы избавиться от участи тех юношей, что находились в бочках с кислотой, и уйти из дома безбородого восвояси. Он все прикидывался дурачком и притворялся, что совсем не разбирается в науках, которым учил его безбородый. Долго безбородый ничего не мог поделать с Ибн-Синой. Наконец он совсем выбился из сил и сказал юноше:
   – В тот день, когда я встретил тебя с твоим отцом, мне показалось, что ты человек смышленый и сможешь пригодиться мне, но, как видно, мои надежды не оправдались, а мои труды и уроки пропали даром!
   Затем он взял Ибн-Сину за руку, вывел из дома, провел через дерево и оставил в безводной пустыне. Безбородый думал, что Ибн-Сина умрет там от голода и жажды.
   А родители Ибн-Сины тем временем сидели у себя дома и вспоминали сына.
   – Как долго мы не видели нашего сына! – говорили они.
   И в это самое время в дверях показался Ибн-Сина. Все обрадовались, начали его обнимать и целовать, а потом спрашивают:
   – Надолго ли ты пришел?
   – Насовсем, – отвечает Ибн-Сина.– Я пришел помогать вам, стать вашей опорой и поддержкой, применить на пользу людям то, чему я научился.
   Затем он обратился к отцу:
   – Знай, что я не тот Ибн-Сина, что прежде. Я теперь столько знаю, что вы просто не поверите, пока сами не убедитесь.
   Прошло несколько дней, и Ибн-Сина сказал отцу:
   – Батюшка мой, говорят в нашем городе старший кадий очень любит оленей. Я приму облик оленя, а ты поведи меня к нему и продай за триста ашрафи , но смотри, ни в коем случае не отдавай недоуздка. Если отдашь недоуздок, – мы пропали. И не забудь сказать судье, что олень не ест, как другие, траву и зелень, а питается сахаром и сладостями.
   Отец Ибн-Сины так и сделал. Он привел оленя к дому старшего кадия, и тот, как только вышел из дому и увидел оленя, сразу решил купить его – олень ему очень понравился. Он подошел к отцу Ибн-Сины и спросил:
   – Почем продаешь оленя?
   – Отдам за триста ашрафи, – отвечал старик. – Но знай: олень питается леденцами и сахаром, а травы не ест.
   Кадий заплатил триста ашрафи и купил оленя. Абдаллах собирался было снять с шеи оленя недоуздок, но кадий остановил его. Абдаллах говорит:
   – Я продаю оленя без недоуздка.
   – Оленей всегда продают вместе с недоуздками, – возразил кадий.
   – Наш обычай таков! – отвечал Абдаллах.– Хочешь – покупай, хочешь – нет!
   Кадию ничего не оставалось делать, как согласиться. Он передал оленя своим слугам, и те повели его на конюшню, поручили конюху и строго-настрого наказали ему:
   – Олень не ест травы. Вместо клевера и соломы давай ему сахар и леденцы.
   – Вот тебе на! – удивился конюх. – Где это видано, чтобы оленя кормили сахаром и леденцами? Самим-то никогда не достается ни сахару, ни леденцов, а тут оленю давай – еще чего не хватало!
   Слуги кадия и все, кто там был, говорят конюху:
   – Не болтай глупостей! Олень старшего кадия – старший кадий среди оленей, и поэтому он будет питаться леденцами и сахаром.
   Волей-неволей конюх повел оленя в конюшню.
   – Ну, – прикрикнул он на оленя, – прежде чем дать тебе леденцов и сахару, я угощу тебя кнутом!
   Сказал это конюх и начал искать кнут. Нашел, замахнулся на оленя, – но не тут-то было! Подпрыгнул олень, да так, что вся конюшня наполнилась пылью из-под копыт, взлетел в воздух и при этом так боднул конюха, что тот растянулся на земле. Когда осела пыль, конюх еле живой поднялся на ноги, глядь, а оленя уж и след простыл. Начал он тут кричать:
   – Где олень, где олень? Куда делся олень? Затрясся конюх от страха, побежал к кадию и еле-еле выговорил:
   – Я повел оленя в конюшню. Вдруг он сорвался с места, боднул меня, потом взлетел в воздух и исчез.
   – Врешь, собака! – говорит кадий грозно. – Олень не может взлететь и скрыться из глаз! А ну, признавайся, что ты сделал с оленем?
   – Раз или два я хлестнул его кнутом, – сказал конюх, – вот тогда он подпрыгнул, поднял страшную пыль и исчез. Я больше не видел его.
   – Что ж, – ответил кадий, – я привяжу тебя в конюшне вместо оленя.
   Так он и сделал.
   А отец Ибн-Сины вернулся домой и давай считать и пересчитывать деньги. В это время вошел Ибн-Сина и сказал отцу:
   – Завтра я превращусь в красивого коня, и ты поведешь меня к дому градоправителя – он, говорят, любитель лошадей. Продай меня за пятьсот ашрафи, но не забудь забрать назад уздечку! Если отдашь уздечку, – мы пропали, и ты больше никогда не увидишь меня.
   – Хорошо, – согласился отец Ибн-Сины и на следующее утро повел к дому градоправителя прекрасного коня, подобного которому не сыскать в целом городе. Главный конюх градоправителя, как увидел коня, раскрыл рот от удивления. Он подошел к Абдаллаху и хотел уж прицениться, чтобы купить коня для своего хозяина, как вдруг, откуда ни возьмись, очутился рядом безбородый. А он изменил свой облик, и Абдаллах, отец Ибн-Сины, не узнал его. Но безбородый узнал их и понял, что Ибн-Сина обвел его вокруг пальца. Подошел он к Абдаллаху и спрашивает:
   – Сколько просишь за коня?
   – Пятьсот ашрафи без уздечки! – отвечает тот.
   – Так и быть, возьми шестьсот ашрафи и отдай мне коня вместе с уздечкой! – говорит безбородый.
   Словом, торговались они, торговались, и, наконец, безбородый предложил отцу Ибн-Сины тысячу ашрафи. Не выдержал тот – очень уж любил он деньги – и уступил ему коня вместе с уздечкой.
   А Ибн-Сина сразу узнал безбородого и понял, что если тому удастся заполучить его, то не будет ему спасения и придется ему расстаться с жизнью. Но как он ни смотрел на своего отца, как ни подмигивал ему – не отдавай, мол, уздечку! – ничего не помогло. Отец Ибн-Сины ничего не понял, а, может, и не хотел понимать.
      И вот безбородый повел Ибн-Сина в облике коня домой, а дорогой говорит ему:
   – Здорово тебе удалось притвориться простофилей и дурачком! Вскружил ты, видно, голову моей дочери, что она показала тебе дорогу и подземные ходы и научила тебя всему, что я знаю! Но знай, что я всему этому научился не для того, чтобы так легковерно и так просто передать это человеку и открыть ему тайны всех вещей.
   Наконец дошли они до дома безбородого, позвал тот дочь и говорит:
   – Эй ты, подлая, ты раскрыла тайны моих книг этому человеку, чтобы он стал моим соперником и сжил меня со свету! Живо принеси мне острый нож!
   Девушка подумала: «О, Аллах, он хочет убить такого красивого юношу!».
   Пошла она, взяла нож, направилась к отцу и тут вдруг упала на землю и притворно закричала: «Ой, ой, я сломала себе ногу!». Безбородый растерялся, испугался и подбежал к дочери, чтобы помочь ей подняться. Тут конь стряхнул с морды уздечку, обернулся голубем и взлетел ввысь. Увидел это безбородый, превратился в сокола и полетел за голубем. Голубь видит, что сокол настигает его, опустился на землю около дворца султана, превратился в алмаз и пристал к короне султана.
   Сокол же принял облик дервиша, подошел к трону султана и поцеловал перед ним землю.
   – Чего ты хочешь? – спросил его султан.
   – Вон тот алмаз, что пристал к твоей короне.
   – На что тебе алмаз, старик? – удивился султан. – Лучше я дам тебе кошелек золота.
   – Нет, – отвечает дервиш, – если хочешь одарить меня, то лучше дай то, что я прошу!
   – Что ж, забирай алмаз, возьми его! – согласился султан.
   Дервиш подошел снять камень с короны султана, а алмаз упал на пол и превратился в гранатовые зернышки.
   Дервиш обернулся петухом и начал клевать зернышки, но одно из зернышек превратилось в шакала, и тот задушил петуха.
   Смотрят все – глаз не могут отвести, рты от удивления раскрыли – что будет дальше? Вдруг шакал исчез, а на его месте появился высокий, стройный, красивый юноша.
   – Кто ты такой? – спрашивает султан. – И что означает все то, что мы видели?
   Ибн-Сина рассказал им свои приключения от начала и до конца – от корочки до корочки.
   Обрадовался султан, что в его стране появился такой мудрец, и говорит:
   – О, ходжа Ибн-Сина, если бы я нашел невесту для своего сына – девушку красивую и умную, то сегодня же отдал бы свою дочь за тебя. Но я дал слово, что, пока не женю сына, не выдам замуж и дочери. Вот ты, я вижу, знаешь все, ты большой мудрец, помоги-ка найти умную, знающую, но при этом красивую девушку.
   – Что ж, я знаю такую девушку! – сказал Ибн-Сина.
   Пошел он и привел дочь безбородого. Султан увидел ее и сразу понял, что это как раз такая девушка, которая нужна его сыну, – красивая и ученая.
   Султан велел украсить город. Он отдал свою дочь Ибн-Сине, а на дочери безбородого женил своего сына. Семь дней и семь ночей праздновали свадьбу и жгли праздничные огни.
   А Ибн-Сину все стали называть «ходжа Ибн-Сина» – ведь он был знатоком всех наук и премудростей.
   Вот и вся сказка о Ибн-Сине, который овладел тайнами наук и передал их другим людям.
   Да достигнете вы исполнения своих желаний, как он достиг исполнения своих.



    Яндекс.Метрика